Секреты «черной пятницы»: для кого на самом деле проводятся распродажи
08 ноября 2023 в 10:50
Конец осени — сезон распродаж. Самые выгодные предложения, как правило, приходятся на ноябрь. Тотальное снижение цен в России в этом году начнется ночью 23 ноября и завершится 26-ого. Магазины обещают скидки до 90%. Но так ли это на самом деле? О современных маркетинговых инструментах, осознанном потреблении и уловках специалистов по рекламе рассказала старший преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента УрГЭУ Олеся Белобородова.
— Олеся Георгиевна, магазины проводят большие распродажи ради прибыли?
Нет, основная задача «черной пятницы» – освобождение полок и складских помещений. Большие скидки, напротив, снижают выручку. Работать в убыток, конечно, никому не интересно, но и от залежавшегося товара нужно избавиться, чтобы высвободить средства на большую закупку к предновогоднему периоду. Плюс такой массовой акции, конечно, привлечение внимания людей. Потребители вспоминают о давно забытых брендах и знакомятся с новыми.
— Рекламные предложения из серии «цены пополам» часто вызывают недоверие. Как в реальности формируется стоимость товаров с учетом больших скидок?
Итоговая цена складывается из себестоимости, включая затраты продавца на бензин и ЖКХ, анализа ситуации на рынке и ожидаемой прибыли. Последнее зависит от сегмента и никак не регламентируется законодательно. Например, у бытовой техники наценка редко превышает 20%, следовательно, и в период распродажи большой скидки ждать не стоит. Вряд ли вы найдете предложение о продаже стиральной машины за 10 тысяч вместо 40 тысяч рублей. Такое возможно, но только если у техники есть дефект. Зато, что касается одежды, то «накрутка» может достигать и 500%, отсюда и более привлекательные, на первый взгляд, акции. Например, куртка стоила 10 000 рублей, а продается в 5 раз дешевле. Вероятнее всего это обман, даже в «черную пятницу» вещь не будут продавать ниже себестоимости, цена завышена исключительно для привлечения внимания.
— Какие уловки используют маркетологи, чтобы привлечь внимание довольно избалованного современного покупателя?
Большинство магазинов используют классические приемы, в маркетинге они называются триггерами. Самый распространенный — иллюзия дефицита. Все же хотя раз видели вывески с надписью «последний размер», «осталось 10 штук» и т.п. Уловка заставляет быстро принимать решения и совершать импульсивную покупку.
Триггер №2 — иллюзия упущенной выгоды. В данном случае для покупателя выставляют счетчик, якобы самая выгодная цена действует только 24 часа, дальше будет дороже. Этот триггер, например, в разы увеличивает посещаемость сайта. Потребитель вновь и вновь обновляет страницу, чтобы понять, успеет ли купить.
Триггер №3 - социальное доказательство. Это когда товар или услугу рекламирует известный человек. И если потребитель импонирует тому, кто рассказывает о товаре, то непременно купит продукт, таким образом человек становится ближе к «звезде».
Еще один механизм воздействия на потребителя – подведение итогов предыдущей распродажи. Яркие баннеры с информацией о том, сколько было покупателей, сколько продано единиц товара, и сколько потрачено денег. Человек, видя такие объявления, начинает думать «если столько раз товар купили, значит, вещь хорошая, нужно брать!».
Если рассматривать классический вариант покупок в магазине, то наиболее распространенная уловка – большая скидка на товар из комплекта. Например, брюки продаются дешево, зато в стоимость пиджака будет заложена и его собственная цена, и реальная цена брюк.
У маркетплейсов набор инструментов аналогичный, потому что это тот же торговый центр, только в Интернете. Разница лишь в каналах коммуникации с потенциальными покупателями. Для рекламного предложения на ТВ, целевая аудитория которого старше средних лет, используются вышеперечисленные приемы. Если продавцы хотят заинтересовать молодежь, переходят на цифровые площадки и там, конечно, задействуют, в том числе искусственный интеллект. Например, вы отправляет в чат консультанта селфи, а в ответном сообщении вам приходят информация о типе вашей кожи и персональная подборка косметики.
В целом отмечу большие изменения именно в самих рекламных алгоритмах, нежели в их содержании. Но основной тренд сейчас, на мой взгляд, формирование эмоциональной привязанности. Люди покупают не сам товар, а эмоцию, которую он дарит.
— К каким товарам в «черную пятницу» действительно стоит присмотреться, а что продается исключительно на фоне общего ажиотажа?
Советую обращать внимание на товары из прошлогодних коллекций. Конечно, если вы не гонитесь за трендами. В таком случае можно приобрести действительно качественную вещь по себестоимости или со скидкой 50-70%. Но будьте аккуратны с товарами в прикассовой зоне, это такие товары, как носки, аксессуары в магазинах одежды и наушники, зарядные устройства, чехлы в отделах бытовой техники. На товары в прикассовой зоне наценка может достигать и 1000%.
Если не хотите стоять в очередях в торговых центрах, рекомендую изучить ассортимент в маленьких магазинах. Индивидуальные предприниматели, особенно в начале пути, редко обращаются за помощью к маркетологам (труд маркетолога тоже входит в себестоимость товара), но очень хотят попасть в общую волну.
Маркетологи — хорошие психологи. Думаю, в скором времени реклама станет менее агрессивной: потенциальные покупатели перестанут получать предложения о скидках по телефону, «холодные» звонки только раздражают. В остальном, схемы привлечения к товарам и услугам вряд ли изменятся.
— Олеся Георгиевна, магазины проводят большие распродажи ради прибыли?
Нет, основная задача «черной пятницы» – освобождение полок и складских помещений. Большие скидки, напротив, снижают выручку. Работать в убыток, конечно, никому не интересно, но и от залежавшегося товара нужно избавиться, чтобы высвободить средства на большую закупку к предновогоднему периоду. Плюс такой массовой акции, конечно, привлечение внимания людей. Потребители вспоминают о давно забытых брендах и знакомятся с новыми.
— Рекламные предложения из серии «цены пополам» часто вызывают недоверие. Как в реальности формируется стоимость товаров с учетом больших скидок?
Итоговая цена складывается из себестоимости, включая затраты продавца на бензин и ЖКХ, анализа ситуации на рынке и ожидаемой прибыли. Последнее зависит от сегмента и никак не регламентируется законодательно. Например, у бытовой техники наценка редко превышает 20%, следовательно, и в период распродажи большой скидки ждать не стоит. Вряд ли вы найдете предложение о продаже стиральной машины за 10 тысяч вместо 40 тысяч рублей. Такое возможно, но только если у техники есть дефект. Зато, что касается одежды, то «накрутка» может достигать и 500%, отсюда и более привлекательные, на первый взгляд, акции. Например, куртка стоила 10 000 рублей, а продается в 5 раз дешевле. Вероятнее всего это обман, даже в «черную пятницу» вещь не будут продавать ниже себестоимости, цена завышена исключительно для привлечения внимания.
— Какие уловки используют маркетологи, чтобы привлечь внимание довольно избалованного современного покупателя?
Большинство магазинов используют классические приемы, в маркетинге они называются триггерами. Самый распространенный — иллюзия дефицита. Все же хотя раз видели вывески с надписью «последний размер», «осталось 10 штук» и т.п. Уловка заставляет быстро принимать решения и совершать импульсивную покупку.
Триггер №2 — иллюзия упущенной выгоды. В данном случае для покупателя выставляют счетчик, якобы самая выгодная цена действует только 24 часа, дальше будет дороже. Этот триггер, например, в разы увеличивает посещаемость сайта. Потребитель вновь и вновь обновляет страницу, чтобы понять, успеет ли купить.
Триггер №3 - социальное доказательство. Это когда товар или услугу рекламирует известный человек. И если потребитель импонирует тому, кто рассказывает о товаре, то непременно купит продукт, таким образом человек становится ближе к «звезде».
Еще один механизм воздействия на потребителя – подведение итогов предыдущей распродажи. Яркие баннеры с информацией о том, сколько было покупателей, сколько продано единиц товара, и сколько потрачено денег. Человек, видя такие объявления, начинает думать «если столько раз товар купили, значит, вещь хорошая, нужно брать!».
Если рассматривать классический вариант покупок в магазине, то наиболее распространенная уловка – большая скидка на товар из комплекта. Например, брюки продаются дешево, зато в стоимость пиджака будет заложена и его собственная цена, и реальная цена брюк.
У маркетплейсов набор инструментов аналогичный, потому что это тот же торговый центр, только в Интернете. Разница лишь в каналах коммуникации с потенциальными покупателями. Для рекламного предложения на ТВ, целевая аудитория которого старше средних лет, используются вышеперечисленные приемы. Если продавцы хотят заинтересовать молодежь, переходят на цифровые площадки и там, конечно, задействуют, в том числе искусственный интеллект. Например, вы отправляет в чат консультанта селфи, а в ответном сообщении вам приходят информация о типе вашей кожи и персональная подборка косметики.
В целом отмечу большие изменения именно в самих рекламных алгоритмах, нежели в их содержании. Но основной тренд сейчас, на мой взгляд, формирование эмоциональной привязанности. Люди покупают не сам товар, а эмоцию, которую он дарит.
— К каким товарам в «черную пятницу» действительно стоит присмотреться, а что продается исключительно на фоне общего ажиотажа?
Советую обращать внимание на товары из прошлогодних коллекций. Конечно, если вы не гонитесь за трендами. В таком случае можно приобрести действительно качественную вещь по себестоимости или со скидкой 50-70%. Но будьте аккуратны с товарами в прикассовой зоне, это такие товары, как носки, аксессуары в магазинах одежды и наушники, зарядные устройства, чехлы в отделах бытовой техники. На товары в прикассовой зоне наценка может достигать и 1000%.
Если не хотите стоять в очередях в торговых центрах, рекомендую изучить ассортимент в маленьких магазинах. Индивидуальные предприниматели, особенно в начале пути, редко обращаются за помощью к маркетологам (труд маркетолога тоже входит в себестоимость товара), но очень хотят попасть в общую волну.
Маркетологи — хорошие психологи. Думаю, в скором времени реклама станет менее агрессивной: потенциальные покупатели перестанут получать предложения о скидках по телефону, «холодные» звонки только раздражают. В остальном, схемы привлечения к товарам и услугам вряд ли изменятся.
Читайте также
На Урале
В Стране и мире
Сообщить новость
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
Комментарии
2. Отзывы прочитываются людьми, имеющими непосредственное отношение к выходу статьи: журналистом, редактором, модератором. Отзывы выставляются на сайт с 07:00 до 22:00 в будние дни и с 09:00 до 18:00 в выходные и праздничные (время московское). Если по прошествии разумного времени отзыв не появился на сайте, то это могло быть вызвано следующими причинами:
- ваш комментарий носил критичный или провокационный характер о работе редакции данного сайта. Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются
- ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. п.;
- ваш отзыв содержал нецензурную брань, в т.ч. в криптованном виде, т.е. с заменой букв на символы либо заменой брани на слово с аналогичной фоносемантикой;
- ваш отзыв содержал выражения оскорбительного характера в чей-либо адрес: автора материала, лиц, давших свои комментарии к статье, в адрес героя и т. д. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием – в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую;
- ваш отзыв содержал прямую рекламу (название и контактную информацию) фирмы, речь о которой не шла в авторском материале;
- ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность – личное дело каждого;
- ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее;
- ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии (например: Аминь) или носит религиозный характер;
- ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой». Если цель вашего отзыва – дать односложную оценку мнению кого-либо из высказавшихся, воспользуйтесь рейтингом: «+», если вы поддерживаете комментатора, и «-», если не поддерживаете;
- ваш отзыв содержал слишком длинную ссылку или конструкцию, написанную без пробелов («плохие__________водители___________» и т. п.). 3. Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами.
4. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
5. Зарегистрируйтесь, если вы хотите высказываться открыто: честное неанонимное мнение всегда ценится выше. Если вы оставляете отзыв под своей регистрацией, вам будет автоматически направлено уведомление о результате: либо подтверждающее размещение отзыва на сайте, либо с указанием того, что содержание вашего отзыва противоречит правилам размещения отзывов.