Автомобильный рынок России переживает серьезные изменения. На складах дилеров скопились огромные запасы непроданных машин — их хватит на 4–7 месяцев торговли. Это свидетельствует о значительном превышении предложения над спросом, который продолжает падать. При этом цены на автомобили растут: по данным аналитического агентства «Автостат», за последние четыре года стоимость Lada Granta выросла на 69%, Niva Legend — на 56%, а Lada Largus подорожала на 86%. Назвать эти машины «народными» сегодня уже сложно, сообщает «Е1».
Однако, как отмечают эксперты и сами дилеры, ситуация с запасами различается в зависимости от марок и моделей. Популярные автомобили могут закончиться быстрее, тогда как менее востребованные остаются на складах даже на 10 месяцев вперед.
— Сейчас у дилеров много машин с датой выпуска 2024 года. Это вынуждает предоставлять дополнительные скидки, ведь клиент фактически покупает «двухлетний» автомобиль, — объясняет автоэксперт Андрей Севастьянов. — Цены на автомобили снижаются, это заметно невооруженным глазом. Дилеры активно переписывают ценники, предлагают рассрочку под 0,01% и другие акции. Все это говорит о том, что они стремятся распродать скопившиеся запасы.
Экономист Юрий Ляндау считает, что снижение спроса на автомобили связано с высокой ключевой ставкой Центрального банка, которая делает автокредиты недоступными для многих покупателей. Кроме того, предпочтения потребителей также меняются.
— Раньше автомобили обновлялись раз в 6–7 лет, а рестайлинги выходили каждые 3–4 года. Это создавало устойчивый цикл обновления автопарка. Сегодня же модели обновляются гораздо чаще, а цены на новые машины растут такими темпами, что большинству покупателей не по карману менять авто каждые несколько лет, — комментирует профессор РЭУ имени Плеханова Юрий Ляндау.
Проблемы возникают не только из-за объемов завезенных машин, но и из-за сложностей с логистикой и нестабильности каналов поставок, особенно через страны ЕАЭС и Азию. Владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов отмечает, что параллельный импорт из недружественных стран становится все более затруднительным.
— Российский авторынок уже адаптировался к условиям ограниченного доступа к европейским, японским и корейским брендам. Китайские производители, такие как Haval, Geely, Chery и Exeed, заняли освободившиеся ниши и уверенно закрепились на рынке. Продажи их машин стабильно растут, особенно в сегменте кроссоверов и седанов среднего класса, — добавляет эксперт.
По отзывам покупателей, современные китайские автомобили отличаются хорошим соотношением цены и качества, богатой комплектацией и стильным дизайном. Особенно популярны они в регионах. Российские бренды также поддерживают стабильность рынка.
— Не стоит паниковать, — успокаивает Андрей Севастьянов. — Средний возраст автопарка в России составляет 13–15 лет, и текущего количества автомобилей хватит, чтобы пережить не один год без новых поставок.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе возможны риски, связанные с логистикой и изменением регулирования в странах-партнерах.