После пандемии коронавируса ускорится переход на онлайн-обучение, офисы станут меньше, а люди начнут переезжать из городов в сельскую местность. Такой прогноз озвучил американский публицист, экономист и трейдер, автор нашумевшей книги «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» Нассим Талеб.
По его мнению, обычные университеты станут не нужны, образовательные учреждения смогут за счет этого серьезно сэкономить на зданиях, логистике и так далее. В онлайн может перейти и значительная часть бизнеса. «Когда появились первые факс-машины, многие считали, что они „уничтожат города“ — ведь обмениваться документами теперь можно на расстоянии. То же самое говорили после появления интернета. Но вот сейчас Zoom и другие программы видеотелефонии действительно исполнят эти прогнозы. Зачем мне куда-то ехать, тратя полдня на то, чтобы добраться до работы, если я могу общаться с коллегами из Нью-Йорка, находясь у себя дома в Атланте?» — сказал Талеб в интервью РБК.
Экономист указывает на то, что благодаря пандемии многие компании поняли, что у сотрудников вполне получается работать из дома. «Это не означает, что офисы исчезнут полностью, они просто станут меньше, и люди не будут ездить туда каждый день. Это значит, что многие начнут переселяться из городов в сельскую местность», — отметил он.
Пандемия коронавируса, продолжает эксперт, начала менять потребительские привычки — находясь в самоизоляции, люди перестают покупать массу всего ненужного. «В этом смысле происходит откат к старым добрым временам. Кризис этот тренд дополнительно усилит. Кроме того, возникнет тенденция к локализму, о котором я говорил выше. Сейчас люди понимают, что на качество их жизни влияет не только страна, но и конкретный штат или город. Например, губернатор Огайо справляется с текущими задачами лучше, чем Дональд Трамп. Это повод переехать в Огайо», — сказал Талеб.
Среди сфер бизнеса, которые вряд ли смогут восстановиться после кризиса, Нассим Талеб упоминает туризм — эта отрасль еще до пандемии теряла доходы.
Ранее публицист говорил, что для предотвращения будущих эпидемий государства начнут вводить дополнительные меры контроля, касающиеся «суперраспространителей» болезней, в частности в аэропортах и на границах. Нассим Талеб добавил, что пандемию коронавируса нельзя считать «черным лебедем», так как ее можно было спрогнозировать. «Суть „черного лебедя“ заключается в том, что его нельзя предсказать. То, что мы называем „белыми“ и „серыми“ лебедями, — это те события, о которых стоит беспокоиться, потому что они неизбежны», — пояснил он.
«Черный лебедь» — теория Талеба, которая рассматривает труднопрогнозируемые и редкие события, обладающие огромной силой воздействия и требующие нового объяснения, которое в итоге оказывается простым. Практика показала, что никто и никогда не может предсказать кризисы, однако эксперты во всем мире регулярно пытаются это делать. Теория «черного лебедя» завоевала популярность на фоне финансового кризиса 2008 года.
По последним данным, в мире насчитывается почти 2,5 млн зараженных COVID-19, скончались 170 тыс. человек. США занимает первую строчку по количеству больных — 787 тыс. человек. Далее идут Испания, Италия, Франция и Германия. В России зарегистрировано 47,1 тыс. зараженных COVID-19. По всему меру объявлены карантинные и другие ограничительные меры. 20 апреля из-за падения спроса на топливо и по причине заполненных нефтехранилищ в США нефть марки WTI упала до нуля долларов, а потом впервые в истории обрушилась до минус 37.